Чтиво

Не «как», а «ради чего».

Позади остался двадцать первый фестиваль авторской песни и поэзии "Берег Грина". Прошёл он в привычном для нас формате: сначала – гостевой концерт-открытие на фестивальной поляне в зоне отдыха «Южный Бриз», что рядом с Врангелем. Гостевой концерт, юбилейный концерт, мемориальный блок, авторские программы, детские выступления в рамках уже XV –го детского фестиваля «Алые Паруса», (чьё проведение ежегодно поддерживает городской комитет по делам молодёжи), поэтический концерт-семинар, юмористические песни. Дождливая погода распугала часть публики, однако на третий день фестиваля, на который мы планировали только сборы и "цикл прощальных песен"(порою он затягивается на все сутки) , выступления ещё продолжались.

1.

Что такое авторская песня? На этот вопрос самому-то себе ответить не просто, особенно на фоне тех перемен, которые с нею происходят на твоих глазах, начиная с 1979 года, когда впервые с нею познакомился на бухте Шамора, на III-м Дальневосточном фестивале "Приморские Струны". Когда мне задают вопрос, что это за жанр, я обычно цитирую такой анекдот: "- Равви, что такое жизнь? - Какой прекрасный вопрос, мальчик! И ты хочешь его променять на ответ?"

Один из корифеев-основателей жанра считал, что это в первую очередь высокая поэзия, настоящие стихи под аккомпанемент гитары. Другие мэтры бардовского движения ставили авторскую песню, благодаря её жанровой и тематической широте, в один ряд с видами искусства. В ряде мест на пространстве АП критерием жанра считают непременно самосочинённые песни, но среди самосочинённых есть и немало сугубо любовной «попсы». Некоторые современники называют этот жанр "музыкальным интонированием русской поэтической речи". При всём уважении к богатству поэтической речи, все эти характеристики говорят лишь о том, что и как происходит. Так медик бы назвал бурчание живота "звуковым интонированием работы кишечника". А вот ради чего люди пишут и поют эти песни? Это и есть тот главный вопрос, на который ответы лёгкими не выходят. Почему весьма простой текст песни "Изгиб гитары жёлтой" Олега Митяева стал всенародным гимном на любых задушевных посиделках? Отчего буквально все замирают душой у костра, слыша слова песни "Милая моя" Юрия Визбора? Почему глубоко послевоенную песню "Бери шинель, пошли домой" Булата Окуджавы фронтовики воспринимают, как свою? В чём секрет всенародного признания таланта Владимира Высоцкого? Сам он дистанцировался от движения КСП (клубов самодеятельной песни), считая себя профессиональным актёром и артистом, но ведь это именно его термин - авторская песня - стал новым самоназванием всего жанра, да и посмертно Высоцкого зовут именно бардом. Причём барды с таким масштабом таланта и признания рождаются, пожалуй, не в каждое поколение. Из послевоенных вспоминаются Пётр Лещенко и Вадим Козин. Да ещё Игорь Тальков. Но никто из них славой и масштабом признания в народе Владимира Высоцкого не превзошёл.

Секрет жанра - в его особой исповедальности. Автор говорит чаще всего от себя, через себя - а доносит до слушателя нечто такое, что резонирует в каждом сердце. "Ты у меня одна, словно в ночи луна". "И может быть, тогда удастся нам иначе - иначе, чем теперь - прожить остаток дней". При этом у каждого автора - свой подход. Александр Городницкий - сурово-повествователен: "Ах, постоялые дворы - аэропорты XIX века..." Окуджава - возвышает любую прозу жизни до романтичной баллады: "Из окон корочкой несёт поджаристой, за занавесками - мельканья рук...". Визбор умеет сказать о самом сложном - просто и навсегда: "Одинокий гитарист с добрым Генделем на пару поднимает к небесам этот маленький трактир". Юлий Ким иронично-въедлив, но мудр: "Я всё-всё понимаю, но ведь правда же, что Совесть - это нравственная категория, позволяющая безошибочно отличать дурное от доброго!" (на мой личный взгляд, соль терзаний совести – в конфликтах личных и общественных ценностей).А чем берёт Высоцкий? Он напоминает нам, что все мы где-то в дворовых ватагах своего детства бросили вот те Чувства и Принципы Настоящего Человека, которые безошибочно позволяли нам и отличить добро от зла, и пробудить совесть, и разоблачить ложь, и защитить правду, и все мы в своём детстве ясно понимали, что такое честь и доброе имя. Он и сам таким был, никуда не уйдя с Большого Каретного. Девизом его было жёсткое:"Разберёмся!" Здесь и немедленно. И, беседуя с нами, он хочет понять, когда же и за какие коврижки мы оставили в прошлом самый лучший в мире кодекс чести, по которому лежачего - не бьют, а тонущего - спасают. И оттого, что ему не безразличны наши души и наша совесть - мы верим ему и любим его.

2.

Вот, собственно, ради чего поют и сочиняют барды. Ради души человеческой, ради его чести и совести, ради человеческого в человеке. Далеко не всегда осознавая свою роль и задачу в нашем мире. Но ещё работая в редакции, я не раз замечал, что о самом важном и памятном в жизни люди отчего-то непременно стремятся рассказать стихами. Им кажется неправильным говорить о главном - прозой. Языком торговых сделок и площадной брани, казённых заявлений и подлых доносов... Просто они забывают, что на этом же языке писали Чехов и Достоевский, Пришвин и Пикуль. На этом же языке можно написать письмо маме или лучшему другу. Так что совсем не в прозе дело, а только лишь в том, сколь хорошо ты владеешь стихосложением - и, конечно, гитарой и собственным голосом. Для бардов не так важна сцена, как возможность донести свои чувства до слушателей. Нам вполне довольно круга друзей у костра или за столом. Потому-то у многих и нет особенных причин развивать мастерство. Хотя требований к человеку, выходящему на сцену, никто не отменяет. Но это для популярной музыки подача очень важна. Кто-то из музыкальных мэтров - Градский, если не путаю - сравнил попсу с напитком амаретто, который в народе по простому назвали "бабоукладчик". У поп-жанра - непростая и важная задача повышать народонаселённость Отечества. И всех, кто отвлекает народ от столь важной постельной задачи, попсовики презирают. Только ленивые среди них пока что не отоспались на образе небритого и бухого типа в свитере, трико и кедах, который с гитарой под мышкой побирается по кострам. Я сам с азартом читаю эти порой остроумные и наблюдательные наезды на нашего брата. В самом деле, для большинства людей песни у костра - это расслабуха под круговой ковш с глинтвейном. Но лучшие в бард-среде клубы давно пришли к идее трезвости. А она возникает от осознания особенной роли нашего жанра для слушателей. Авторская песня - она бывает, конечно, и весёлой. Но в главном она - не для отдыха. Она не позволяет нашим душам лениться.

Известный бард Владимир Ланцберг однажды написал социологическое исследование, в котором доказал, что общественные клубы и объединения обычно существуют не более 13 - 15 лет. Распадаются они чаще всего по человеческим причинам: усталость друг от друга, накопленные меж людьми претензии - причин целый список. Держать клубы на плаву позволяет либо административный фактор (клуб работает при каком-либо учреждении и регулярно обновляется при вмешательстве руководства), либо преемственность традиций (когда воспитанные основателями младшие поколения заботятся о поддержании когда-то заведённого порядка). Творческое объединение "Берег Грина" в своё время сознательно отказалось от базы в каком-либо из Домов культуры, поскольку участвовать в их плановых мероприятиях не всем и не всегда удобно. Но эта же причина снижает творческий тонус клуба, ограничивает приток свежих сил. Возможно, в этом же причина и нашей слабой связи с городским управлением культуры. Впрочем, довольно активная работа со школьниками и учащимися лицеев, которую вела наш худрук Ольга Прокопьева, тоже давала лишь временные результаты: дети вырастали и разлетались из Находки. Поэтому в основном при подготовке к фестивалю работают три-четыре человека: худрук поддерживает все внешние контакты, обзванивает наших иногородних коллег и составляет программы концертов, председатель в моём лице ищет средства, дрова и стройматериалы для сцены, Иван Безуглов с женой Оксаной обеспечивают связь и поиски текстов через Интернет и ваяют афиши. При этом умудряемся иногда и репетировать, в этом году к нам из декретного отпуска вернулась Маша Билейчук со своим вторым сопрано.

3.

Основная причина, по которой мы за два десятка лет так и не записали диски своих песен - это отсутствие такого высококлассного аккомпаниатора, каким, например, располагают наши друзья и конкуренты - ансамбль "Ключ" из Владивостока. Их Гена Зубрий столь виртуозен в игре на гитаре, что я не понимаю, отчего он не выступает с сольными инструментальными концертами. Голосовые же раскладки в наших песнях ни в чём не уступают вокалу "Ключей".

За двадцать лет гостями на "Береге Грина" побывали гости почти со всей Сибири и Дальнего Востока, из Москвы и Красноярска, Санкт-Петербурга и Краснодара, Хотя громких имён было немного: пригласить известного современного барда уровня Андрея Козловского или Шухрата Хусаинова стоит немалых денег. В соседнем Фокино в этом участвует городское управление культуры, а также ведущие в городе предприниматели. Они сделали это мероприятие важной «фишкой» на финише пляжного сезона, и по численности гостей фестиваль "Тин-Кан" (я, к слову, являюсь автором его гимна) уже достиг уровня лучших лет когда-то сверхпопулярных в туристской среде "Приморских Струн". Мы же, со своими скромными возможностями любительского клуба, остаёмся популярными в среде своих коллег - туристских, творческих и бардовских клубов Приморья и Дальнего Востока. Мы даже с рекламой всегда запаздываем: подчас просто некому расклеить афиши по городу, ведь нас всего четверо. О нашем фестивале люди узнают в основном по Интернету. Думаю, перевод такого фестиваля в список плановых и общегородских мог бы сослужить городу лучшую службу.

Интерес к авторской песне не увядает. Как не исчезает и тяга людей к поэзии. Есть у меня друг, который запрещает себе писать стихи: всё равно издавать их не на что. А они рождаются, совсем его не спрашивая. Потому что пером поэта водят с небес!

Дмитрий Бабченко,

председатель Творческого Объединения бардов Находки "Берег Грина".

 

СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ТО "Берег Грина". В РАСШИРЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

ОЛЕГ КАБАЛИК скончался 14 мая 1995 г.

АНДРЕЙ НОСОВ

СЕРГЕЙ «КРАЙНИЙ» выбыл

ИВАН БЕЗУГЛОВ

ДМИТРИЙ БАБЧЕНКО инсульт 25 июля 2014 г.

ОЛЬГА ПРОКОПЬЕВА

ВЛАДИМИР ЦУКАНОВ выбыл

АНДРЕЙ КУХАРЕВ («ДЛИННЫЙ») выбыл

ФЁДОР ХАЙРУТДИНОВ выбыл

СЕРГЕЙ ДЕНИСЕНКО скончался 9 сентября 2016 г.

ЕЛЕНА СУВОРОВА выбыла

АЛЕКСАНДР МУРАХОВСКИЙ

МИХАИЛ ЩЕРБАКОВ

МАКСИМ РЯЗАНЦЕВ

СЕРГЕЙ СТЕПАНЮГИН

ВЛАДИМИР И СВЕТЛАНА ДЕЛЬМУХАМЕДОВЫ выбыли

СЕРГЕЙ ЦВЕТКОВ скончался 26 декабря 2015 г.

СЕРГЕЙ СЕВЕР выбыл

ВИКТОР ДАНИЛЮК

ЕЛЕНА БАРТАШУК

ЛЮДМИЛА ШОКОТЬ скончалась ……………… 2015 г

СЕРГЕЙ …. (ВОДНИК)

АРТЁМ МЕХ

ЕВГЕНИЙ ….

АЛЕКСАНДР НИЧИНКИН травма левой руки

+ БАРДЕМАРИНЫ:

Яндекс.Метрика

About us | Контакты | Лучший хостинг

ТО Берег Грина © 2015. Все Права Защищены.